О применении потали при покраске моделей-копий и не только..

Все вопросы, связанные с технологиями и оснасткой изготовления моделей, их деталей и пр.

Модераторы: sanya_rms, Serg

О применении потали при покраске моделей-копий и не только..

Сообщение Levikh » Ср сен 04, 2019 12:36

Автор А.Б. Митюрёв

О применении потали (сусального золота) при покраске моделей-копий и не только
Маленькая преамбула: В прошлом году Ваш Непокорный Слуга впервые взялся за кисти-краски-палитру. И не просто попробовал-побаловался, а за скорее “высший пилотаж” живописи, одно из самых сложных в ней - масло, и более того, при создании своего первого полотна процитировал (приводил фрагментами) одного из величайших художников конца 19-го - нач 20-го вв. австрийца Гюстава КЛИМТА, в том числе и из его “золотого периода”, где тот применял технику нанесения сусального золота, серебра, etc. Мне тоже пришлось освоить эту технику.
И подумалось позже, что подобная может быть полезна и для моделистов-копиистов в тех случаях, когда на прототипах имеются металлические поверхности (золотые, аллюминиевые, медные, етс.). Да, их можно передавать при покраске и собственно красками. НО! Поталь (что является собственно тончайшим слоем соответствующего металла) будет более точно и именно абсолютно (!) передавать соответствующую деталь/поверхность по цвету в моделе!

Информация по потали / сусальному золоту / или gold (metal) leaf] / гилдингу (gilding):
См. Фотку - одни из используемых мной материалов при письме портрета. Все используемые мной материалы, - итальянского производста (как понимаю, итальяцы - традиционные лидеры в этой индустрии, но на рынке также имеются соответствующие материалы германских и китайских производителей).
Слева - этикетка пакета, с 25 (86 mm x 86 mm) листами собственно золота (ок 22-23 карат, что эквивалентно 916-958 пробе).
Далее на фотке - 2 пакета-этикетки 2-х разных компаний-производителей имитации золота (как правило, это сплав меди 85% и цинка 15% (иль около того) ), также 25 листов (140 mm x 140 mm).
Между имитац золота - пузырёк с клеем для приклейки потали. Более липкого клея (а, как понимаете, по жизни я перепробовал не один десяток клеёв) я не встречал, “липкость” – бешенная! И возможно, что этот клей м. применять и для чего-то модельного, хотя я его не тестировал на крепкость соединения каких-либо материалов.

Кстати, потальщики рекомендуют для живописных работ покрывать после приклейки потали спец лаком, также изготовляемый теми же потальными производителями (и который, правда, забирает несколько блестящесть), поскольку имитация золота (сплав меди и цинка) окисляется. Для живописи это актуально поскольку время жизни работ - годы, десятки, сотни лет. Для собственно настоящего золота - это не актуально, оно не окисляется. Но вот модельки, они по сравнению с живописью долго не живут, и возможно, имитацию золота и нет необходимости защищать от окисления, поскольку жизнь моделек сравнительно очень короткая.
Любопытно, что (помятуя поговорку “Не всё золото, что блестит”) имитация золота более блестящая чем собственно само золото.
В России, и в частности в Москве, в сети магазинов арт-материалов “Леонардо” имеются в продаже материалы для работы с поталью.
По ценам (то, что USA, и предполагаю, что-то около того и в России):
Пакет с золотом (25 листов, (86 mm x 86 mm)): $60
Пакет с имитацией золота, серебра (аллюминий), медь (25 листов, (140 mm x 140 mm)): $10

Как работать с поталью - в ю-тубе полно роликов, в том числе и на русском, в частности:
Как я клею поталь / How I glue gold leaf
https://www.youtube.com/watch?v=JgvohAO1tcI

Помимо применения в моделях-копиях техники работы с поталью, она может быть применена в моделях и других классов в декоративных целях. В частности в S4 и S8 для нанесения декора, полосок, каких-то символов “в металле” (в частности можно на какой-то ширине затянуть поталью переднюю кромку крыла/стабилизатора). При этом клей наносится кисточкой иль просто “на глаз”, или по трафарету. Далее после подсушки клея наносится поталь. При этом нужно знать, что поталь не скрывает огрехов, неровностей поверхности, а скорее подчёркивает их. И, к примеру, если наносить на бальзовую поверхность, текстура дерева полностью повторится после нанесения.

У клея этого, кстати, одним из достоинств является большое “окно” (промежуток времени работы с ним) для нанесения приклеиваемых элементов. Техника примерно как с клеем типа “Момент”: наносишь на одну из поверхностей; ожидаешь некоторое время (около получаса иль часа); прикладываешь другую поверхность (собственно поталь, ткань фольгу, etc.).
Но это достоинство является его же и недостатком, он долго до полного высыхания остаётся липким, и при перфорированной, не сплошной поверхности будет проступать через микропоры (имеющиеся в частности в ткани). И всякая хрень будет липнуть. Посему наносить клей нужно очень тонким слоем.
Липкость этого клея, она его и достоинство, и определённый недостаток - раз приложенные поверхности не удаётся сдвинуть, поправить без нарушения самой накладываемой-приклеиваемой поверхности. А уж собственно тончайшую поталь - абсолютно никаких шансов поправить-сдвинуть, но это и не так важно, поскольку складки не состоящего в контакте с клеем материала просто отметутся, когда вы будете кисточкой выметать их сверху и обтягивать металлом поверхность, подлежащую покрытию, и убирать экстра металл с сухой (куда не наносился клей) части поверхности. Нужно быть предельно внимательным и аккуратным.
Вложения
Potal (Rdc 25).jpg
Levikh
Дышащий в спину
 
Сообщения: 160
Зарегистрирован: Пт окт 08, 2010 10:03

Вернуться в Оснастка и технологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1