Alex M » Пн ноя 29, 2010 21:27
Катетерная технология изготовления корпусов моделей.
В своё время (конец 80-х – начале 90 –х гг) Коряпин Алексей и мурманская группа моделистов удачно использовали “Катетерную” технологию для обжимки намотанного корпуса. Своё название технология получила от ключевого элемента применяемого приспособления.
Конечно, лучше сопроводить описание картинками, однако постараюсь обойтись и без них – на словах.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ: металлическая Труба внутреннего диаметра 45 мм (или более). На боковую поверхность врезать или вварить штуцер или трубку/патрубок (пля подачи воздуха повышенного давления).
Один конец Трубы имеет наворачиваемую (на резьбе) Заглушку с центральной Вставкой, выполненной из фторопласта, и имеющую центальное отверстие. По длине эта Вставка делается минимум 40 мм (для обеспечения в последующем, в технологическом процессе соосности внутренней поверхности трубы и вдвигаемой в него оправку с намотанным корпусом).
Оправка, на который наматывается корпус модели имеет на одном конце (на толстой части) соосную внутреннюю резьбу для крепления к ней (оправке) Штока. Шток – металлический стержень (диаметра минимум 10 мм) или толстостенная трубка (по-всей видимости, с минимальным диаметром 15 мм – для обеспечения жесткости сборки). Причём, диаметр отверстия в вышеуказанной фторопластовой Вставке-Заглушке выполняется примерно на 0.1 мм (или надо подбирать) меньше внешнего диаметра Штока для обеспечения герметичности при последующей сборке.
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА:
- На второй конец трубы укрепляется резиновый толстостенный медицинский катетер. Катетер нужно выбирать большого диаметра. Катетеры на одном конце имеют раструб большого диаметра, что и позволяет натягивать их на трубу достаточно большого диаметра. Катетер на свободном конце должен быть заглушен.
- Шток вставляется в Заглушку с фторопластовой вставкой.
- В оправку с намотанным корпусом наворачивается Шток.
- Полученная сборка оправкой с корпусом аккуратно вставляется внутрь Трубы, чтобы свеженамотанный корпус не касался внутренней стенки этой Трубы. Заглушка укрепляется (наворачивается на Трубу).
- Через патрубок/штуцер подаётся давление (кстати, само приспособление-Трубу можно упростить, если Шток выполнить из трубки, и давление тогда может подаваться через этот Шток-Трубку). При этом закреклённый на другом конце катетер фаллически раздувается как длинный воздушный шарик.
- Оправка вдвигается внутрь раздувшегося катетера.
- Давление медленно стравливается, и катетер обжимает при этом оправку с намотанным на неё (будущим) корпус.
- По всей видимости, после этого можно подсоединить к вакууму кратковременно – для удаления воздуха, скорее, а не для обеспечения дополнительного обжатия, поскольку сжимающийся катетер обеспечивает и так досаточно большое давление. Но здесь можно пробовать.
В своё время, тогда – на корпусах диаметра 30 мм, у Алексея на моделях получаемое качество корпусов и гладкость их поверхности были отменными. Я и сам подумывал применить такую технологию, но как и всегда, руки не дошли.
Несмотря на то, что для обжатия применялась резина (пусть и толстостенная и высококачественная, медицинская, с толщиной стенки 2-3 мм), материал достаточно мягкий, но на поверхности тех моделек Алексея я не видел какой-либо волнистости (ни микро, ни макро).
Понимаю, что натянуть катетер на трубу диаметра около 40 мм на много легче, чем на трубу диаметра около 50 мм. Но, по всей видимости, можно найти что-нибудь подходящее или катетеры с бОльшим раструбом.