÷åìïèîíàòû ÑÑÑÐ è ñáîðíàÿ êîìàíäà ÑÑÑÐ.

Разместите здесь фото из истории ракетомодельного спорта. Мы должны помнить об этом!

Модераторы: sanya_rms, Serg

÷åìïèîíàòû ÑÑÑÐ è ñáîðíàÿ êîìàíäà ÑÑÑÐ.

Сообщение Alex M » Пт май 27, 2011 20:30

Чемпионаты СССР и сборная команда СССР. Часть 1.

Оказывали ли влияние результаты чемпионатов СССР на состав национальной команды?

И да, и нет.

Во-первых, национальная команда СССР была УЖЕ сфомирована в 1977 году (старший тренер команды – ЖИДКОВ Станислав Николаевич), а первый чемпионат СССР был проведён ТОЛЬКО в октябре 1980 (г. Болниси, аеродром Топани (Груз. ССР)). И на том 1-м чемпионате страны доминировали моделисты из состава уже существовавшей сборной команды: все 3 разыгрываемых "золота" достались именно им: ЧИСТОВ Евгений (S3 и S6) и КУЗЬМИН Виктор (S4). Да и СОЛДАТОВ Юрий был 2-м в S6, а БЕЛОУС Олег 2-м в S3.

Конечно, национальная команда пополнялась позже, и прежде всего в классах свободного лёта, из состава кандидатов в команду, отобранных в свою очередь туда как раз по результатам чемпионатов СССР.
Следующие моделисты-свободники входили в состав сборной СССР (начиная с):
МИТЮРЁВ А. (1981),
ИЛЬИН С. (1982),
КОРЯПИН А. (1983),
ФИРСОВ Ю. (1985),
ДОМЛАТЖАНОВ А. (1988),
ШМАТОВ И. (1988),
ГАПОН Ю. (1990).

Естественно в тот же период времени список моделистов, входивших в состав кандидатами в сборную, был шире. В разные годы среди них были:
- в том числе призёры первого чемпионата СССР:
ВОЛЖАНКИН Александр (Каз ССР),
МЕТРЕВЕЛИ Дато (Груз ССР),
ТАРАСОВ Владимир (Челябнинск, РСФСР,);
- а также участники и призёры последующих чемпионатов:
МИТРОХОВ Сергей (Укр ССР),
ГАВРИЛОВ Валерий (Узб ССР),
ПОНЯТОВ Александр (Узб ССР),
ЛИПОВИК Иван (Укр ССР),
ЛУНИЧКИН Владимир (Тадж ССР),
БАХШИЯН Тигран (Москва),
ЛЕТОВ Геннадий (Дубна, Моск. Область)
МЕНЬШИКОВ Владимир (Урай, РСФСР)
АБРАМЕЦ Михаил (Каз ССР)
(если я кого-то упустил, а наверное, так и есть, отзовитесь, буду рад дополнить и скорректировать)

Любопытно, что наш достопочтимый "Отец", ТАРАСОВ Владимир Иванович, попав впервые кандидатом в национальную команду сразу же после первого ч СССР именно в свободных классах, и в них отбиравшийся на сборах-отборах-переборах, в саму команду (тогда сборную СССР) не попадал. И вот по прошествии долгих 13 лет стал выступать за национальную команду (уже сборную России) в классах копий (S7 и S5), начиная с ЧМ-1994, и даже разок в S8, забросив спортивки - модельки своей "молодости".
Вот и другой копиист-моделист (супер-копиист) ЛЕВЫХ Александр поначалу, нет не в сборной, а по переезду в Москву на место учёбы в МАИ, там во Дворце "у Ильича" свою ракетомодельную карьеру (а за плечами у него к тому времени имелся опыт авиамоделиста в его родном Челябинске у БАЙДИКОВА Геннадия Фёдоровича (Царствие ему Небесное)) начинал со стрипперочков, рапашютиков. И даже выступал на чемпионате(ах) Москвы. Но душа у него тогда к этой "мелочёвке" не лежала. Ему хотелось чего-то большого и более серьёзного.

А вот другой многим известный моделист из числа кандидатов в члены сборнoй СССР ХОХЛОВ Владимир Николаевич претерпел обратные метаморфозы. Войдя кандидатом в члены команды после первого ч СССР, на котором проводился S7 (ч СССР-1982) и где он стал тртьим, он по разным причинам так и не попал собственно в сборную команду, и даже несмотря на последовавшие несколько позже 2 победы на Чемпионатах СССР (84 и 86 гг) так и не включался даже кандидатом…
(И, кстати, тогда ХОХЛОВ В. Н., был единственным из призёров того Чемпионата страны, вызванного на сборы сборной команды. Ни чемпион ТРУСОВ Андрей (РСФСР), ни 2-й призёр САЙДОВ Юрий (Укр ССР) туда вызваны не были. Но, конечно, там были представлены УЖЕ бывшие в команде АПАРНЕВ С., КЛОЧКОВ А., РОЖКОВ В.)
… В настоящее время ХОХЛОВ В. Н., несмотря на свой далеко немолодой возраст, давно забросив копии как спортсмен-моделист (но не как тренер-наставник-руководитель), очень активно, и при этом достаточно успешно принимает участие в соревнованиях / этапах Кубка мира, но уже именно в моделях свободного лёта.

Кроме того, удачное выступление на чемпионате страны прежде всего в свободных классах ещё не было прямым билетом на прямое попадание в сборную команду, а было скорее прелюдией к этому. Необходимо было ещё пройти и через сито сборов-отборов. А там на тех сборах, а также и собственно на международных соревнованиях летать то нужно было не на двигателях Шосткинского серийного производства (диаметра 13 мм), а на других, тоже шосткинских, но изготогленных в клубе /лаборатории “У Максимыча” его командой, отличных и по геометрии (прежде всего по диаметрам: 11, 10 мм, а также, когда это ещё разрешалось кодексом - 9, и даже 7 мм), и по массе, и по диаграмме работы. А посему и модельки в свободном лёте нужны были другие, а не те, что подготавливались и летали на чемпионате СССР.

Особый случай представляли собой моделисты копиисты–эс-семисты ("золоторучники") и эс-восьмисты ("белокостники"):

S7:
Если я ничего не путаю (если что не так, Михаил-Минька-Миня-Мойша меня поправит), АБРАМЕЦ Михаил, вроде как попал кандидатом в команду после своего достойного выступления именно в свободных классах на ч СССР-1982 (где он в S4 был 3-м), но вот как член сборной команды выступил в S7 (международные соревнования в Чехословакии 1984), поскольку будучи воспитанником КЛОЧКОВА Анатолия Ивановича, под руководством того строил и хорошие "Союзы".
Стоило сначала АПАРНЕВУ Сергею, РОЖКОВУ Виктору Семёновичу, а позже АБРАМЦУ Михаилу забросить / отойти от моделизма уровня национальной команды, как учитель–ученик КЛОЧКОВ-КОРЧАГИН и примкнувший к ним позже БАЧА (начиная с ЧМ-87) остались практически без подпорки и без конкуренции. И они, представители союзных республик Латвии и Казахстана, выступали тогда за сборную в таком неизменном составе на нескольких чемпионатах мира и Европы (ЧМ-87, ЧЕ-88, ЧМ-90), и других международных соревнованиях вплоть до кончины Советского Союза вне зависимости от того, облезал ли кто-нибудь из них на чемпионатах СССР, Европы, мира. Всё равно остальным было до них не достать, конечно, при безаварийных полётах моделей этой троицы. Даже боле того, затыкая брешь в команде, “свободник” Алексей КОРЯПИН выступал на двух подряд ЧМ в классе S7 на клочковской бело-красной “калатушке” (модели РН “Союза” в варианте “Байконурского памятника”) сначала на ЧМ-83, в экстренном порядке заменяя в команде КЛОЧКОВА А.И., “не отобравшегося” в команду по выездным документам, а через 2 года (ЧМ-85) – вместе с КЛОЧКОВЫМ-КОРЧАГИНЫМ, заполняя вакансию команды в копиях.

S8.
Чемпионаты СССР за свои 5 лет проведения на них этого класса, не успели в достаточной мере кого-то более-менее сильного выявить для состава национальной команды. Разве только КРАВЧЕНКО Александр сумел выявиться. И в основном отбор за место в команде решали отборочные сборы-переборы между членами первоначальной белокостной московско-шосткинской группы КОВАЛЁВ - МИНАКОВ (Москва), БАРЫШ - ПАЛАГУТА (Шостка) и примкнувшим к ним чуть позже КОРЯПИНЫМ (Мурманск), бывшими на тот период времени на голову выше всех остальных.

Кроме того, не всегда и собственно результаты чемпионатов СССР напрямую сказывались на состав "микро" команд (т.е. команд /состава в отдельных классах) на чемпионатах мира и Европы.
К примеру, как я уже указывал в других материалах форума, одной из причин того, что S6 остаётся единственным классом, где до сегодняшнего дня в национальной команде нет ни одного личного “золота” на ч мира или Европы, является и то, что в стриммерках за команду летали "не те люди". Ну, посмотрите на результаты чемпионатов СССР – ИЛЬИН Сергей (Москва) из своих 10-ти "золотых" половину – 5 он получил именно в стриммерах, т.е из своих 12 стартов на чемпионатах СССР в 5 (т.е. чуть более 40%) – первый. И при этом в составе сборной команды СССР (на ч мира и Европы) в этом классе он летал лишь однажды (ЧМ-1990), да при этом стал серебрянным призёром (Yes, Сергей выступал и позже в стриммерах, но уже за сборную России, и это уже был не тот Серионька-моделист, и уже не тот стриммерист). Да и Ваш покорный слуга тоже единожды выступая за сборную в этом классе (ЧЕ-1988), так же стал вторым.
И получалось так, что обьективно не только сильнейший стриммерист страны, но и сильнейший моделист в каком-то отдельном классе - ИЛЬИН Сергей как раз в этом своём "коронном" /отдельном классе в национальной команде летал всего раз. А что, если бы он это делал более часто? Почти уверен, что в таком "случайном" классе, как стриммера, где на конечный результат оказывает влияние не только техника и погода-умение её выбирать (и комбинация этих факторов), но и случай-везение, с той же погодой, даже когда ты и выбрал "в поток", при бОльшем числе “попыток” (участий), и при наличии превосходящих остальных технике, и умении “ловить погоду”, пьедестальный результат не мог не реализоваться.
Хотя, опять же, совсем не обязятельно, если у тебя имеется лучшая в мире техника, да и погоду ты “чувствуешь” отменно, то ты непременно будешь первым на соревнованиях. Вот, опять же тот же Сергей ИЛЬИН, у которого, я считаю, в своё время была лучшая и самая "вылизанная" техника в S4 в период "мягких" схем как в СССР, что и принесло ему в тот период времени на ч страны 2 "золота", да и лучшая в мире, довольствовался "лишь" "серебром" (ЧМ-1983) и "бронзой" (ЧМ-1985) на 3-х ЧМ "мягких" схем.
Такой выдающийся результат Сергея в S6 на ч СССР (5 побед из 12 участий) сравним разве только что с результатами на тех же ч Союза КЛОЧКОВА Анатолия Ивановича – 4 “золота” из 10 чемпионатов (т.е. 40% (!)). Но, Анатолий Иванович то в свою очередь, конечно же выступал в S7 за сборную СССР …, а куда бы он делся? А Сергей – всего единственный раз.
НО… Да, конечно, выступай Серионька постоянно за сборную Союза ещё и в стриммерках, ну принёс бы он команде (да и себе) 1-2 медальки там… Но, как я понимаю, и могу только предположить, старший тренер ЖИДКОВ С. Н., по-всей видимости, при рассмотрении вариантов раскладки “а кому в каком классе/классах выступать”, мог руководствоваться и следующим:
- В Стриммерочках, которые были достаточно простым в техническом плане классе (хотя по сути это - не совсем так, и чтобы быть выше всех хотя бы "на четверть головы", нужно приложить достаточно стараний именно в технике/технологии), в команде есть и так кому выступать. А вот более технически сложные классы S4 (где у Сергея с самого дебютного выступления в сборной команде была превосходящая всех техника) и S5 … пусть и летает там.
- Взваливать груз многих классов на одного, пусть и успешного во многих, было бы неразумно, и нагрузку по классам распределить более равномерно, что само по себе вызвано несколькими причинами:
а) психология спортсмена - … в общем/среднем, статистически… - , выступающего в 1-2 классах несколько отличается от имеющейся у выступающего во многих. Если первый готовится максимально собранно, сосредотачиваясь на выбранном 1…2-х классах, то второй имеет "под корочкой” нечто типа "если не получится в одном, то зацеплю чего-нибудь в других дисциплинах". И здесь ещё помимо психологии, конечно имеется и фактор собственно времени на изготовлемие-отработку-подготовку самой техники, долженствующей быть достаточно конкурентноспособной.
Кстати, в национальной команде США в последние годы введена практика того, что моделист может выступать за команду максимально в 2-х классах моделей на ЧМ, несмотря на то, как бы успешно он не выступил на отборочных стартах в категориях, в которых отбирался, и должен остановить свой выбор на каких-то 2-х, в которых он отобрался в состав команды. И в этом есть свой резон.

Окончание (Часть 2) следует.
Последний раз редактировалось Alex M Пт май 27, 2011 20:38, всего редактировалось 1 раз.
Alex M
Белый мастер
 
Сообщения: 335
Зарегистрирован: Ср фев 01, 2006 17:29
Откуда: Северное полушарие Земли

÷åìïèîíàòû ÑÑÑÐ è ñáîðíàÿ êîìàíäà ÑÑÑÐ. ÷ 2.

Сообщение Alex M » Пт май 27, 2011 20:33

Чемпионаты СССР и сборная команда СССР. Часть 2 (Окончание).

б) По-всей видимости, туда вмешивался и бухгалтерский фактор "остаточности", а именно, если "отдать" одному много классов, то может получиться так, что кто-то может остаться "не удел", и придётся сокращать команду, а это значит, что на будущий год при распределении средств на сборные команды авиа-ракетомоделистов на выезды, ракетчикам могут урезать – мол, вы не выбрали свои деньги в прошлом году (не съэкономили для каких-то других нужд, а именно "не выбрали") – вот вам и "хрен в сумку" в году нынешнем, и так хорошо справляетесь.

Почти такая же ситуация с категориями моделей, представленными на 1-м ч СССР-1980: S3, S4, S6, почти целиком повторялась и во всех остальных классах (S7, S8, S1 и S5), вводимых в программу проведения ч СССР, в том смысле, что на момент введения категории в программу, национальная команда уже имела в своём составе участников в данном классе, и причём достаточно успешных. А именно:

Класс S7 был впервые введён на ч СССР только на 3-м чемпионате в 1982.
К тому времени команда копиистов уже была частью сборной команды, и имела неплохие результаты: 1-й ЧЕ-1979 (Испания) – Анатолий Иванович КЛОЧКОВ – 3-й в S7. Через 2 года на "непронумерованном" ЧЕ-1981 (Болгария) Виктор Семёнович РОЖКОВ – также 3-й.

Классы S1, S5 и S8 были впервые введены на ч СССР только на 8-м чемпионате в 1987 (Душанбе (Тадж ССР)).
К тому времени:
В S1 –
На чемпионате Европы было получено “золото” (СОЛДАТОВ Юрий) и “серебро” (КУЗЬМИН Виктор) - ЧЕ-1981.
На чемпионате Мира – “золото” (КОРЯПИН Алексей) и “серебро” (ИЛЬИН Сергей) – ЧМ-1985.

В S5 –
На чемпионатах Мира – 2 “серебра” (ИЛЬИН Сергей) – ЧМ-1985 и ЧМ-1987 и “бронза” (ФИРСОВ Юрий) - ЧМ-1987.

В S8 –
На чемпионате Мира за месяц до проведения чемпионата СССР КОВАЛЁВ Виктор стал чемпионом (ЧМ-1987).
На чемпионате Европы завоёвана “бронза” (МЯКИНИН Валерий) - ЧЕ-1981. Кстати, Валерий МЯКИНИН являетыся единственным моделистом, входившим в состав национальной команды СССР, не выступавшим на чемпионатах СССР по ракетомодельному спорту. S8 было введено в сетку чемпионата страны спустя 6 лет его выступления за команду.
Помимо этого его участие в самом РАКЕТО-модельном спорте было в определённой мере исскуственным, что ли, и базировалось на его опыте "приматывания" ракетных движков к его авиа-моделям (конечно с доработками и корректировками в дизайне) планеров (или таймерок) прежде всего для установления мировых рекордов путём ”сталкивания" моделей при помощи ракетных двигателей с горы Клеменьтьева (Планерское, Крым) с её (этой горы) постоянными динамическими (отражёнными от неё) восходяшими потоками. Тем не менее, на тот период времени у него был опыт в постройке моделек и налёте, что и сказалось на том достаточно неплохом результате. И он является самым первым эс-восьмистом СССР.

И посему в этом смысле, можно заключить, что национальный чемпионат (СССР) почти никого не выявлял напрямую для состава национальной команды в копийных классах (S7 и S5), а также в S1, да и в S8, по-крайней мере не в той степени, в которой это первоначально можно было предположить:

Во-первых, не успел выявить, поскольку, сам Союз "приказал долго жить" и классы S1, S5, S8 разыгрывались там всего 5 раз.

Самый выдающийся и летающий в настояшее время копиист ЛЕВЫХ Александр только-только успел "засветиться" на ч СССР, и только раз успел войти в состав сб СССР (на 2-й ответной калужско-московской Советско-Американской матчевой встрече 1991 г).

Во-вторых, высотные классы S1 и S5 "раздавались" в "нагрузку" к другим классам среди кандидатов и членов национальной команды, уже отобранных в других, конкретно – в свободных.
Я и сам при своём дебюте в национальной команде, отобравшись на апрельских -1981 сборах-переборах именно в свободных классах, готовился к выступлению в команде и выступал на ЧЕ-1981 в соответствии с предписанием тренера только в высотных классах (S1 и S5).
Причём, высотные копии (S5) "поручались" за всё время существования сборной команды СССР кандидатам из Москвы и Московской области. В этом была своя логика. Тогда, в далёкие 80-е года, раздобыть документацию (чертежи/фотки) на копии было не просто, и всё же моцквичам это было объективно проще. Да и интернета, выравнивающего информационные проблемы столицы и провинций, тогда не было. Но был моцквич, "наш Ильич" (МИНАКОВ В. И.) – разработчик всех тогдашних чертежей и главный идеолог / теоретик-практик / дизайнер и т.п. моделей класса S5 того периода времени (впрочем, и моделей более поздней российской эпохи развития ракетомодельной копийно-высотной техники). И посему этот класс в команде был представлен "ограниченным кругом ограниченных людей": РОЖКОВ В., ЧИСТОВ Е., МИТЮРЁВ А., ИЛЬИН С., КУЗЬМИН В., МИНАКОВ В., ФИРСОВ Ю., проживавших в пределах 100 км от столицы.

Отклоняясь за рамки темы материала, хочу заметить, что ракетный моделизм/ спорт оказался более живучим и нерушимым, чем "Союз нерушимый". И чемпионаты СССР и РСФСР органично перелились в чемпионаты России, а сборная СССР, большинство членов которой являлись россиянами – в сборную России. И некоторые моделисты, успевшие в той или иной мере "засветиться" на чемпионатах СССР, входили позже уже в национальную команду России.
К сожалению, этого не произошло в большинстве союзных республик, ставших независимыми (опять же, в большинстве случаев (республики Кавказа и Средней Азии) - независимыми в том числе и от житейского смысла и собственно интересов своих же народов) государствами, и представители и команды которых выступали на чемпионатах СССР, и выступали порою небезуспешно, и впоследствии на соревнованиях международных представлены не были. А жаль.
Alex M
Белый мастер
 
Сообщения: 335
Зарегистрирован: Ср фев 01, 2006 17:29
Откуда: Северное полушарие Земли


Вернуться в Наша история...

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron