Ukladka parashuta

Здесь обсуждаются вопросы среди классов моделей S3, S4, S6, S9

Модераторы: sanya_rms, Serg

Ukladka parashuta

Сообщение Alex M » Сб ноя 15, 2014 11:51

Укладка парашюта “по Коряпину”

Попытаюсь восстановить некоторые материалы, которые считаю наиболее полезными и интересными из тех, что в разное время были выложены вашим покорным слугой на сайте и были удалены/потеряны ок. 2 лет назад с него.

Пара новых комментариев к нижеизложенному достаточно древнему материалу.

1. Похоже, что так никто пока (не только в России, в Украине, ...), но и вообще - в мире так и не отозвался на моё пожелание, и даже вызов, сделанный в конце моего материала по S1 «S1. Стратегия успеха. Рекомендации» (ссылка на на последнюю русскую версию которой имеется на нашем сайте:
https://cloud.mail.ru/public/8e2ce196ef ... 8-2014.RAR
http://www.bfavio.com/images/Docs/Space ... 2%20RU.pdf)
:
«… надеюсь, что представленные материалы по моделям S1 вдохновят моделистов-ракетчиков к тому, чтобы выполнить подобную презентацию (ции) и по другим классам моделей»

Но похоже, так и не срезонировало, не вдохновило, не только в форме презентации, но и в любой какой угодно форме.
Это просто показатель-индикатор того, что всё всемо пох, ленивые все, и всем «времени нет», чтобы «такой ерундой заниматься», «вот только если кто-то другой сделает, ну, тогда ознакомимся, почитаем, а так, чтобы самому? Да на кой ляд-то?»
Ну хорошо-хорошо, оставим это ...

2. Тем не менее, ни для кого не секрет, что именно надёжность раскрытия парашюта - один из, пожалуй, двух самых главных факторов успеха в классе S3 (наряду с запуском в погоду).

Так вот, как оказалось, лет 5 назад, в своей переписке с Антонио Маззараччио (Италия), я в том числе поделился и нижеописанной укладкой парашюта. Для справки, Антонио на сегодняшний день является самым титулованным ракетчиким-моделистом всех времён и народов (по результатам чемпионатов мира) – 6 титулов – по 2 личных «золота» в классах S1, S3, и S9.
Так, вот именно эту укладку он и использовал / использует в S3.
А фенька то вот в чём - на мой материал по укладке, высланный ему, он ответил, что именно так он уже и укладывает– вплоть до мельчайших деталей, и следует тому неукоснительно.
- Вот забавно, - подумал я тогда - случайностей тут не может быть.
На что он мне прокомментировал, что та укладка была показана ему французами на дебютном для него ЧМ-1994 в Польше. Но вот откуда именно французы взяли / подсмотрели ту укладку? Ну, так это уж было мне легко вспомнить.
На ЧМ-1990 в Киеве наша команда (тогда СССР) опекала – делились опытом и подробностями с дебютантами ЧМ – теми же французами, в частности очень симпатичную супружескую пару, помнится, это был пилот гражданской авиации и его супруга (как мы её звали Жозефина). Так вот та очень подробно всё записывала в свой достаточно объёмный журнал и фотографировала. Вот тогда то Алексей Коряпин и представил ей ту свою укладку, которая позже стала известна и итальянцу Антонио.
… вот и вся история, кроме того, что Антонио именно (в том числе и) в “парашютках“ становился чемпионом мира дважды на сегодняшний день… пока – дважды.
-------

Представляю для вашего внимания вариант укладки парашюта, который я сам использовал в течение по-крайней мере лет 12, и достаточно успешно – с переходом на данную укладку отказов по нераскрытию (а за 12 лет это была не одна сотня полётов) я, откровенно что-то не помню (ну, может быть и была пара-тройка случаев). А позаимствовал ту укладку у Алексея Алексеевича Коряпина. В данном описании приводится не авторская её версия, а то как это выполнял Ваш покорный слуга, в своей интерпретации/версии. Посему возможны некоторые (совсем незначительные) отклонения от оригинальной Коряпинской Укладки.

В настоящее время у меня нет под рукой парашюта, чтобы на фотографиях проиллюстрировать описанную укладку, тем не менее, постараюсь компенсировать это приложенными эскизами.

1. Подготовка парашюта перед укладкой
Как я уже оговаривал ранее, парашюты должны быть (или могут – это как Вы сами пожелаете) пре-уложены до стартов в более удобных для того “комнатных” условиях, а не на поле.
Поверхность для укладки должна быть подготовлена. Если это стол, то его поверхность должна быть чистой, и покрыта бумагой или газетой.

Описание изготовления парашюта изложено на форуме в сообщении “Продолж. (окончание) описания сист. принудит. посадки в S3А”, опубликованном Сен 22, 2006 10:26, в разделе “Система спасения в S-3-А” (см. viewtopic.php?t=53&start=15 ).

При укладке парашюта наклейки строп располагаются на внешней стороне купола.
Почему именно так?

Это делается СПЕЦИАЛьНО для того, чтобы уменьшить вероятность склеивания секций парашюта выходящим из-под наклеек, выполненных из коричневой упаковочной ленты производства компании “Монокот” или подобными,) склеивающего слоя. Ведь что происходит, если складывать парашют стропами / наклейками вовнутрь?

Во-первых, при укладке самого парашюта, выполняемой в той или иной мере по схеме “стропа к стропе” происходит контакт этих наклеек друг к другу. И возможный, пусть и маловероятныи и в мизерных количествах склеивающий слой (который может вылезти из-под скотча при особенно тёплой/жаркой погоде) будет образовывать более прочную склейку, нежели если наклейка будет контактировать просто со слоем лавсана – что происходит, если наклейки строп располагать “наклейками вовне”.

Во-вторых, что может быть ещё более важно, при раскрытии парашюта по схеме “наклейками вовнутрь”, если происходит некое подлипание или зацепление стропы за край приклейки, то у набегающего потока воздуха может не хватить “духу” (особенно если раскрытие происходит там, где надо – т.е. в апогее полёта - с минимальной скоростью набегающего потока), чтобы расщепЕрить образовавшуюся склейку, поскольку сама по себе эта склейка, соединяя изнутри несколько секций парашюта, будет блокировать проток воздуха.
В случае же схемы “склейками вовне”, если подобная нежелательная склейка и возникает, то она не блокирует проходящий через купол поток. И более того, раз уж этот поток и сформировался, то он “постарается” разрушить нежелательные склейки. Но даже если это ему и не удасться, это не будет так драматично, как в случае “наклейками вовнутрь”.

ПРИМЕЧАНИЕ: На иллюстрациях Приложения парашют изображён условно с 8-ю стропами.

Рис. 1 : Перед укладкой парашюта его стропы необходимо “пропитать/натереть” тальком, взяв щепотку талька в одну руку, и держа парашют за конец строп другой рукой, протянуть эти стропы через щепотку от основания строп до мест их приклейки к куполу.
Использовать нужно именно ТАЛЬК, а не детскую присыпку, содержащую в своём составе помимо талька нежелательные компоненты.
Далее пуфнуть на сам купол с обоих сторон тальком.

Рис. 2 : Уложить купол на стол наклейками вверх и притальковать каждую из наклеек. И также “протоптать” слегка поверхность купола ладонями, как бы вбивая тальк в эту поверхность.
Взявшись за конец строп, стряхнуть с купола лишний тальк.


Собственно Укладка Парашюта.

Здесь в помощь понадобятся простейшие инструменты:
- прижимной груз - металлическая (сталь или Алюм) пластинка (примерно 40 х 80 х толщ 1 мм (Позиция 1, Рисунка 5).– это было у меня, а там кто что имеет. Алексей Коряпин всегда использовал для этого токарный резец, который был у него в модельном ящике, и не мог найти себе места, если кто-то этот резец не возвращал “на базу”, поскольку был тот резец СПЕЦИАЛьНЫЙ – ПАРАШЮТОУКЛАДОЧНЫЙ. Помнится, старший тренер сборной Жидков С.Н. не раз накануне парашютных полётов даже спрашивал Алексея : “Ну, как? Алексей? Готов? Всё в порядке? Резец на месте?” – С доброй – не то что иронией, а дружеской шуткой, но и не без серьёзности, интересовался тренер).
Лучше иметь под рукой пару таких пластинок;

- деревянная палочка-фиксатор-прижим, скошенный примерно под 45 градусов и скруглённый по торцу. Это может быть державка акварельной кисти или кусок рейки (Позиция 2, Рисунка 6).

Опять уложить купол на стол наклейками вверх. и при этом сложить купол пополам таким образом, чтобы сгиб купола (на правой от укладчика части его) отстоял от края стропной наклейки примерно на 3…5 мм (см. Рис. 3). Это делается, чтобы этот сгиб заведомо отстоял от этой наклейки. В противном случае – если он будет очень близко к этой наклейке, последняя будет отгибаться / отдираться от материала купола.

Рис. 4 : Зафиксировать полученную складку, слегка придавливая и проводя вдоль неё пальцем.

Рис. 5 : Придавить Пластинкой 1 купол на складку.

Рис. 6, 7, 8 : Придерживая верх купола Прижимом 2, перетащить вторую стропу и расположить её сврху первой (Рис. 6, 7, 8 ).
При этом вторая складка будет располагаться сверху первой. Обратить внимание на то, чтобы образовавшаяся складка “слева”, скрытая верхним слоем была прямой и не имела “заминаний”.

Рис. 9 : Переложить фиксирующую Пластинку 1 сверху сложенной части купола.

Рис. 10 : Зафиксировать полученные “правую” видимую и “левую” скрытую складки, слегка придавливая и проводя вдоль них пальцем.

Рис. 11: Переложить фиксирующую Пластинку 1 на край купола.

Далее повторить предыдущие операции, исображённые на Рисунках 6-11, до тех пор, пока не будут наложены друг на друга все стропы парашюта, так что получится сектор – Рисунок 12.

ПРИМЕЧАНИЕ: При повторной (3-ей и так далее – пока он не улетит вместе с моделью или не порвётся) укладке парашюта укладывать его будет на много проще – складки, “запомнившиеся” материалом купола сами будут укладываться и тем самым будут помогать Вам. Поэтому очень важно первую укладку девственного только изготовленного парашюта выполнять особенно АККУРАТНО!

Рис. 13 : Стропы вытянуть и расположить по центру образовавшегося сектора.

Рис. 14 : Положить Пластинку 1 сверху строп на расстоянии примерно 1/3 … 1/4 R от вершины сложенного купола (R - радиус парашюта).

Рис. 15 : “Повернуть” стропы на 180 град, выкладывая их сверху первого слоя.

Рис. 16 : Положить вторую Пластинку 1 сверху строп на купол, отступив от нижнего его края 2-3 см.

Рис. 17 : Опять “повернуть” стропы на 180 град, выкладывая их сверху предыдущего слоя.

Рис. 18 : Переместить первую Пластинку 1, прижимающую стропы в верхней части сектора купола, из-под строп сверху них.

В дальнейшем повторить операции, изображенные на Рис. 15 – 18, до тех пор, пока стропы не выложатся по длине сложенногого сектором купола. При этом свободный конец строп должен выходить за край сектора купола на 5…10 см (или на столько, на сколько это будет Вам угодно в соответствии с подвязкой к Вашей модели).

Рис. 19 : Дальше сложить полученный треугольник купола пополам, или на 3 части (2 сгиба), или же на 4 части (3 сгиба)– в зависимости от диаметра вашего парашюта и длины парашютного отсека модели. При этом, в случае 2-х или 3-х сгибов, укладывать надо “гармошкой” (буквой Z в случае 2-х сгибов).

Рис. 20 : Проследить, чтобы пружинящие и топорщиеся петли строп, расположенные между нижним и следующим слоем сложенного в сектор купола, не выходили за край верхних сгибов/слоёв купола во избежание зацеплений строп за складки купола.

Рис. 21 – 24 : Образовавшуюся укладку сложить вдоль двумя (или боле – в зависимости от ширины) перегибами.

Полученную укладку можно цеплять к модели.

Или, как было рекомендовано мной выше - предварительно сложить по описанной выше технологии, начиная с операции Рисунка 1 и вплоть до операции, изображённой на Рис. 20 включительно, уложить в специально подготовленный карман, выполненный из полиэтилена / газеты / и т.д., так, что накануне уложенный парашют на поле вынимается из этого кармана, и доукладывается, выполняя операции Рисунков 20 – 24 и цепляется к модели.

Вышеизложенная укладка хороша в применении к моделям/парашютам с наименьшей нагрузкой на парашют (масса модели делённая на площадь парашюта), что и имеет место быть на моделях класса S3, где диаметр купола может достигать 1 метра, а масса модели (на спуске) около 15 грамм. Время открытия парашюта при данной укладке – минимальное – без каких-либо задержек и потерь в высоте. И парашюты открываются надёжно при самых малых скоростях набегающего потока воздуха.

Для моделей категорий S7 (и в некоторых случаях для S5) нагрузка на парашют будет на порядок больше или даже более. И там, как правило, не возникают проблемы с “мягким” раскрытием. А учитывая, что парашюты на копиях (S7) используются и на нижних ступенях, где ввод системы спасения к тому же происходит на скоростях, отличных от 0-ля ... почти как в песне: “... Парашюты рванули и приняли вес...”, там как раз нужо задержать раскрытие купола и несколько погасить скорость, что может быть достигнуто в том числе и наматыванием строп вокруг уложенного купола. Но сам купол для моделек-копий можно вполне складывать в сектор по описанной выше технологии, начиная с операции Рисунка 1 до операции Рисунка 12 включительно. Далее сложить сам купол тем или иным способом, а затем намотать стропы сверху укладки.

Я попытался описать очень подробно – боле детально и не опишешь. Поэтому может показаться, несколько запутанно. Однако большое количество иллюстраций должно пояснить текст, а текст – иллюстрации.

Надёжных раскрытий парашютиков на Ваших модельках!
Вложения
Ukladka Parashuta_Illjustracii.zip
Иллюстрации. Укладка Парашюта
(138.29 КБ) Скачиваний: 1430
Высшая ценность - человек, его жизнь, свобода и права, а не ложное «величие государства»
Alex M
Белый мастер
 
Сообщения: 335
Зарегистрирован: Ср фев 01, 2006 17:29
Откуда: Северное полушарие Земли

Re: Ukladka parashuta

Сообщение Serg » Сб ноя 15, 2014 15:11

Позвольте немного прокомментировать...

При такой укладке есть небольшой недостаток - при раскрытии парашют раскрывается не моментально, а немного "думает". В принципе, ничего страшного, но пара-тройка секунд уходит. Я это неоднократно наблюдал и при раскрытии куполов Антонио. Ну а так - укладка просто классика!

P.S. Мы используем систему В.Н. Кузьмина. (отличается от выше рассказанной только окончательной складкой (сборкой) парашюта.
Аватара пользователя
Serg
Эксперт
 
Сообщения: 839
Зарегистрирован: Ср янв 18, 2006 18:48
Откуда: С-Посад


Вернуться в Модели на продолжительность полета (S3, S4, S6, S9)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron