ЧМ2014 Класс S7 - казусы и парадоксы.
С окончания ЧМ2014 прошло чуть больше месяца поэтому эмоции поутихли, но проблемы остались. Я бы хотел обратить внимание моделистов на правила, по которым в этом году оценивались копии ракет.
Любопытно,что правила оценки S7 до 2013г. просуществовали более 25 лет без особых изменений(единственные поправки касались увеличения стартового веса с 500гр. до 1500гр.). Баланс стендовой оценки и полета составлял 850/250. И это соотношение я считаю разумным. На этом ,в своё время, настаивал мистер Кюн ( Говард Кюн - первый председатель ракетомодельной подкомиссии СИАМ (настоящий полковник USA) ). Светлая ему память. Он говорил, что копия изготавливается длительное время( 2-5 лет(от первой осевой линии на чистом листе до первого старта), а полет скоротечен 3-7сек. Поэтому львиная доля оценки копии должна ложиться на стендовую часть.
Класс S7 самый консервативный и его реформировать надо чрезвычайно осторожно, иначе нововведения могут привести к перекосам и как следствие уменьшение желающих заниматься этим классом. Но появляются архаровцы, как теперь понятно мало смыслящие в этом деле, и перелопачивают правила S7 без элементарных консультаций.
Любопытно, что новые правила действуют с прошлого года, но на прошлом ЧЕ2013 казусов по оценки копий не было(может быть сказался авторитет В.И. Минакова (гл. судья бригады оценщиков 2013г.). Начались проблемы с этого года. Несколько протестов(3-4) в одном классе за одни соревнования - это достаточно много. За время моего участия в чемпионатах (с1991г) такой всплеск эмоций впервые. То есть правила в S7 теперь можно трактовать как заблагорассудиться, единого мнения у судей нет. И теперь каждый тянет в ту сторону, которую ему выгодно( оно и раньше так было, но не так откровенно).
Где то подобное я уже слышал - на ЧМ2014 в классе моделей F4C. В. Робертусса по невнятным причинам перекинули с третьего места по стенду в конец десятки. Но там боролись с конкретным человеком, а в нашем варианте облаву устроили на "Союзы".
Те кто не принимал участие в ЧМ2014 в Болгарии могут и не знать, что стендовая оценка по кл. S7 переписывалась несколько раз и после протестов в ручном режиме только после окончания полётов получила законченный вид . Разрыв в одно очко между 1 и 2 местом! Видно кому то было выгодно считать и пересчитывать несколько раз, что бы получить нужный результат. По моему мнению М. Норицына не заслуженно оттеснили с первого места(и во общим то в России его можно без условностей считать чемпионом на ЧМ2014).
Но вернёмся к главной проблеме - правила оценки копий кл. S-7.
В первом варианте (ЧМ2014)стендовой оценки(после выдачи копий)была такая последовательность: 1. А. Левых(564) 2. М. Норицын(555) 3 . А. Вишняков(543). Три российских спортсмена на верхних строчках таблицы. Такой расклад продержался 4-5 часов. Кого то подобный расклад возбудил и началось....... Я не знаю кто конкретно занимался счетом и пересчетом, мне это не интересно, но если это оставить без внимания, то такая чехарда может стать традицией.
В своё время я несколько раз(по просьбе командного состава С. Жидков, А. Коряпин) подавал предложения по изменениям, усовершенствованиям правил класса S7, но, как я теперь догадываюсь, дальше стола они не пошли. Поэтому я решил эти предложения вынести на всеобщее обсуждение, может это поможет их освежить и доработать с вашей помощью.
Первое что я предлагаю на сегодняшний день - это вернуться к правилам стендовой оценки до 2013года, а все доработки отнести к оценки полета.
Какой проблемой страдает весь наш Ракетомодельный спорт? Отсутствием зрелищности!!!!! Ну, согласитесь, посторонний человек пришел посмотреть на соревнования ракетомоделистов. "Пшик", "пшик", "пшик" с разных сторон и все смотрят в небо - вот и все соревнования. Ведь кроме S7 и S8 смотреть не на что! В настоящих ракетах(я буду говорить о больших РН), что самое красивое? - это взлёт. Кто был на Байконуре и наблюдал взлёт "Союза" или "Протона" на всю жизнь оставят это в своей памяти! То что там выполняет ракета на большой высоте уже мало кто понимает. Поэтому мое первое 1). предложение в полётном листе за копийный старт выставлять от 30 до 50 очков. Ну согласитесь если ракета уходит со старта медленно как прототип и постепенно разгоняется - это красиво. Я может быть лучше всех знаю , что это сделать чрезвычайно не просто. Может быть надо ставить гироскопы с качающими двигательными платформами, может высокие направляющие...вариантов много. Но не дело когда ракета копия уходит со старта ,как из пушки. Конечно , что бы добиться медленного старта надо кое что вложить в ракету(возможно более тщательней поработать с режимом работы двигателей и их количеством) от этого будет расти стартовый вес , поэтому 2).увеличение стартого веса до 2500гр или даже до 3кг. Чего мы боимся так поднять вес? Модели самолётов RC весят до20кг(F-4c),а F-4CX еще больше и при отказе аппаратуры такой снаряд гораздо опасней ракеты-модели весом 3кг., которая к тому же стартует вертикально!.Но и не надо сбрасывать перспективы развития ракет. моделизма - Буран-Энергия, Шатлл, а чтобы такие халабуды полетели нужен хороший стартовый вес.
По спец. эффектам:3). Спец. эффекты надо разделить на три сложности и ввести коэффициент 1;2; 3. Сп. эф. с коэф 1 (10очв) -это сп.эф. ,который выполняется на земле,до отрыва модели от направляющей , то есть это возможно стартовый копийный стол, предварительный поджиг двигателя , звуковое сопровожденгие и прочее. Например , на реальном "Союзе" от момента зажигания двигателя до отрыва от стартого стола проходит 7-8сек.
Сп.эф с коэф.3(30оч.) -это сп. эф. ,который выполняется моделью на активном участке полета(при работающих двигателях). Сброс боковых блоков у "Союзов, "Ариан", "Энергии", "Велий поход" ,сброс головного обтекателя и прочее. Сбросить боковые блоки на "Союзе" гораздо сложнее чем запустить лишнюю ступень. Сп.эф с коэф. 2 (20оч.)-это сп.эф. выполняемый после активного полета: отделение приборных отсеков, спускаемых кораблей и прочее...
Количество сп.эф. на активном участке надо оставить не больше трёх (трудно за 3-4 сек. для судей отследить большое количество операций). А сп.эф. на предполётном участке оставить один и после активного этапа 2 или может быть 3. То есть всего 6- 7 сп. эффектов.
4) Обнулять полёт только в одном случаи - если полет модели был опасен для жизни окружающих людей(зрители, спортсмены в буфете и прочие). За не раскрытие системы спасения (парашют, лента) ввести штрафные очки. Достаточно -15оч. или -20 оч.. за не раскрытие парашюта!
Любить надо копиистов и лелеять(уважать их труд) ведь они и так убогие.
Вот вкратце мои предложения. Жду пожелания и предложения. Но обсуждение не должно затянутся дольше начала декабря.!
После обсуждения(если таковое случиться) можно составить всеобщее пожелание для изменения правил в S7.
Левых А.Б.