S1/S5. Ñõåìû ñèñòåì ñïàñåíèÿ ïåðâûõ ñòóïåíåé.

S1 / S5. Схемы систем спасения первых ступеней.
Схема «С Лючком».
Предлагаю вниманию уважаемых коллег описания нескольких вариантов схем системы спасения (СС) моделей высотных классов S1 и S5. В основном это будет касаться класса высоток-копий S5.
Наряду с вопросом поджога двигателя второй ступени (см. материал на сайте «S1 / S5. Поджог двигателя верхней ступени.»: http://frms.ru/forum/viewtopic.php?t=502 ) важнейшим аспектом в конструкции многоступенчатых моделей является вопрос НАДЁЖНОСТИ СС первой ступени.
ИСТОРИЯ СХЕМЫ.
Давно-давно, лет так д-цать назад, а именно в 1981 году, при подготовке к 5-му чемпионату Европы мы с Ильичём разработали, отработали и построили двух-ступенчатые модели в классе S1 (конечно, главным образом разрабатывал Владимир Ильич Минаков, а Ваш покорный слуга - строил), на которых в том же году и было завоёвано первое советское (а считай - российское) личное «золото» чемпионатов Европы (Юрий Солдатов), а также и личное «серебро» (Виктор Кузьмин). Так, вот те модельки как раз и имели подобную схему.
Описание и чертёж той модели приведены на сайте: http://bob-pot.narod.ru/tbrb.htm , см. «Модель класса S1B (разработка) Ю.Солдатова.». В тексте описания имеется несколько неточностей. В частности, видимо автор того материала несколько слукавил. Юрий Солдатов не являлся ни разработчиком, ни конструктором той модели…
Кроме этого там указано, что: «…При отделении первой ступени створка отбрасывается от корпуса резиновой нитью и увлекает за собой стример…». Конечно, створка отбрасывается набегающим воздушным потоком. …
А так же указывается, что «..головной обтекатель ракеты .. выполняется из бальзы»..(?) Конечно, он был из липы. Зачем же его делать из бальзы, если его, ГО потом приходилось грузить свинцом? Да и ноздреватая поверхность бальзы – не самая лучшая для обтекания…. Но все это – «дроби», конечно.
В чём-то эта схема отражала наши поиски/находки в свободных классах (S3; S6 и S4), в которых мы тогда неизменно использовали корпуса-«раскладушки».
Позже эта же схема была применена и на моделях-копиях высоток S5 на прототипе «М100Б». И применение этой схемы было также небезуспешным: ЧМ-1985 – личное «серебро» (Сергей Ильин). В дальнейшем эта простая и надёжная схема многократно применялась на детских моделях-копиях на Московских городских соревнованиях.
В какой то мере СС первой ступени, реализованная на чемпионской (Байконурский ЧМ-2006, S1В) модели «Светлейшего Князя» Меньшикова Владимира (см. описание и чертёж модели «Модель ракеты класса S1B чемпиона мира В.Меньшикова» на сайте : http://bob-pot.narod.ru/tbrb3.htm ), является разновидностью описываемой ниже схемы. Хотя и заслуживает самостоятельного названия типа «схема с лючком Меньшикова» (или имени кого там, … того кому «клюнула» такая симпатичная идея контровки кордом). Я сам - хотя и не сторонник размещать какие-либо элементы СС 1-й ступени на степени верхней, но в данном случае корд-чека, находясь в аэродинамической тени 2-й ступени, если и оказывает некое влияние на обтекание ступени и струю газов двигателя, то скорее всего это влияние сказывается «в третьем знаке после запятой».
ОПИСАНИЕ СХЕМЫ.
В Приложении представлена Последовательность изготовления СC 1-й cтупени «С лючком».
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ:
Номера операций Приложения соответствуют №№ операций нижеприведённого описания.
1. После намотки корпуса первой ступени, его мехобработки, нанесения грунта / шпаклёвки и выведения поверхности до состояния «перед покраской», он, этот корпус одевается обратно на оправку, на которой осуществлялась его намотка. Однако для того, чтобы не повредить намоточную оправку при вырезании лючка, лучше использовать для этого отдельную оправку (Оправка 1), которая по диаметру на 0.01 ... 0.02 мм меньше намоточной.
На корпусе (Дет.1) частично вырезается люк (Дет. 1.2). В верхней части корпуса (на длине 10 –15 мм) прорезание осуществляется не насквозь, а скорее намечается/процарапывается. Прорез насквозь делать только в нижней части люка. Это делается для целостности корпуса 1-й ступени, чтобы более аккуратно получилась следующая операция.
Прорез осуществлять очень острым и желательно тонким лезвием. Углы люка желательно выполнять не острыми, а скруглить.
Размеры рекомендую следующие: По ширине (длине образующей) – примерно одна треть (четверть) длины окружности диаметра ступени. К примеру, в своё время на модели внешнего диаметра 13.1 ширина лючка по образующей составляла 15 мм. По длине – в зависимости от размеров (ширины) применяемой ленты.
Примечание: В данном описании не представлены операции по сборке всей ступени, а только связанные с изготовлением элементов собственно СС этой ступени. Тем не менее, на этом этапе или же перед этой операцией № 1 – в зависимости от конфигурации ступени и её конструкции (наличия или отсутствия сужающейся кормы на ней), необходимо вклеить двигательный отсек первой ступени и нижнюю заглушку с отверстием для пиротрубки.
2. В верхнюю часть корпуса ступени (Дет.1) вклеивается стеклопластиковый цилиндр – посадка для стыковки с верхней ступенью (Дет.2). Внешний диаметр его примерно равен внутреннему диаметру корпуса. Длина – около 2 диаметров (или чуть бОльше). Толщина стенки примерно равна 0.1…0.15, обеспечиваемая намоткой 3-4 слоёв стеклоткани толщиной 0.025.
3. После полимеризации клея лючок прорезается насквозь в том числе через-и-вдоль приклеенный посадочный цилиндр (Дет.2). Это также выполнять на оправке (Оправка 2).
4. На вырезанный лючок (Дет.1.2) в нижней его части приклеивается предварительно намотанный стеклопластиковый цилиндр (Дет.3) с внешним диаметром равным внутреннему диаметру корпуса и толщиной стенки примерно равной 0.1…0.15. Данную операцию приклейки лучше выполнять на оправке (Оправка 2), чтобы избежать возможного коробления / усадки / потери формы при приклейке. Данную операцию можно совместить со следующей.
5. Вклеить цилиндр-заглушку (Дет.4.1) с пиротрубкой внутрь посадочного цилиндра, в ёё часть, оставшуюся после вырезания люка (Дет.2.1). Этот цилиндр-заглушка выполняется из дерева (бальза), и перед приклейкой в посадочный цилиндр раскалывается по линии разреза люка.
В корпус 1-й ступени (Дет.1.1) ниже уровня выреза (и ниже уровня заходного зуба лючка) вклеить ограничитель (Дет. 8 ), предотвращающий проваливание СС.
6. После полимеризации клея на склейке Дет.1.2 - Дет.3 обрезается лишнее с приклееного на лючок цилиндра (Дет.3) и формируется заходной зуб.
7. Внутрь вырезанной части посадочного цилиндра на корпусе (Дет.2.1). вклеивается ещё один стеклопластиковый цилиндр-кольцо (Дет.5). Он служит для придания жёсткости состыковки, а главное – соосности состыкованных ступеней.
8. После полимеризации клея оставшийся сегмент деревянного цилиндра-заглушки (Дет.4.2) накладывается обратно (в Дет.4.1) и приклеивается к внутренней поверхности лючка (в Дет.2.2).
9. После полимеризации клея на внутреннюю поверхность люка (Дет.1.2) приклеивается петля (Дет.6) для крепления. На верхнюю поверхность деревянного сегмента-заглушки (Дет.4.2) приклеивается картонный сегмент (Дет.7), который послужит щитком-протектором СС 1-й ступени от истекающей струи продуктов сгорания двигателя второй ступени в момент разделения ступеней.
10. Подвязка ленты (Дет.9) осуществляется х/б нитью № 00 - Дет.10 к петле на люке. К этой же петле крепится и кольцо резины-венгерки (Дет.11). Впрочем, резину во многих случаях можно заменить всё той же х/б нитью № 00 (или толстой синтетической) – в случае использования ленты (а не парашюта) и сравнительно малой скорости разделения ступеней и т.д.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СХЕМЫ.
Недостатком данной схемы (для класса S5) является наличие разреза на корпусе модели-копии при его отсутствии на прототипе. Тем не менее, если этот разрез-лючок выполнять аккуратно, то он не будет очень заметен и не повлечёт за собой сколь-нибудь существенного снижения оценки на стенде.
Наиболее простым в исполнении эта схема является в случае одинаковых диаметров верхнего участка первой ступени и нижнего участка второй. В других случаях, например «Таурус-Томагавк», реализация этой схемы будет не совсем симпатичной и простой. И желательно прибегать к другим вариантам СС первой ступени.
Преимуществом данной схемы является её сравнительная простота в изготовлении и особенно при подготовке модели к полёту.
Кроме этого, данный дизайн является достаточно лёгким по массе конструкции в сравнении с другими схемами.
Схема «С Лючком».
Предлагаю вниманию уважаемых коллег описания нескольких вариантов схем системы спасения (СС) моделей высотных классов S1 и S5. В основном это будет касаться класса высоток-копий S5.
Наряду с вопросом поджога двигателя второй ступени (см. материал на сайте «S1 / S5. Поджог двигателя верхней ступени.»: http://frms.ru/forum/viewtopic.php?t=502 ) важнейшим аспектом в конструкции многоступенчатых моделей является вопрос НАДЁЖНОСТИ СС первой ступени.
ИСТОРИЯ СХЕМЫ.
Давно-давно, лет так д-цать назад, а именно в 1981 году, при подготовке к 5-му чемпионату Европы мы с Ильичём разработали, отработали и построили двух-ступенчатые модели в классе S1 (конечно, главным образом разрабатывал Владимир Ильич Минаков, а Ваш покорный слуга - строил), на которых в том же году и было завоёвано первое советское (а считай - российское) личное «золото» чемпионатов Европы (Юрий Солдатов), а также и личное «серебро» (Виктор Кузьмин). Так, вот те модельки как раз и имели подобную схему.
Описание и чертёж той модели приведены на сайте: http://bob-pot.narod.ru/tbrb.htm , см. «Модель класса S1B (разработка) Ю.Солдатова.». В тексте описания имеется несколько неточностей. В частности, видимо автор того материала несколько слукавил. Юрий Солдатов не являлся ни разработчиком, ни конструктором той модели…
Кроме этого там указано, что: «…При отделении первой ступени створка отбрасывается от корпуса резиновой нитью и увлекает за собой стример…». Конечно, створка отбрасывается набегающим воздушным потоком. …
А так же указывается, что «..головной обтекатель ракеты .. выполняется из бальзы»..(?) Конечно, он был из липы. Зачем же его делать из бальзы, если его, ГО потом приходилось грузить свинцом? Да и ноздреватая поверхность бальзы – не самая лучшая для обтекания…. Но все это – «дроби», конечно.
В чём-то эта схема отражала наши поиски/находки в свободных классах (S3; S6 и S4), в которых мы тогда неизменно использовали корпуса-«раскладушки».
Позже эта же схема была применена и на моделях-копиях высоток S5 на прототипе «М100Б». И применение этой схемы было также небезуспешным: ЧМ-1985 – личное «серебро» (Сергей Ильин). В дальнейшем эта простая и надёжная схема многократно применялась на детских моделях-копиях на Московских городских соревнованиях.
В какой то мере СС первой ступени, реализованная на чемпионской (Байконурский ЧМ-2006, S1В) модели «Светлейшего Князя» Меньшикова Владимира (см. описание и чертёж модели «Модель ракеты класса S1B чемпиона мира В.Меньшикова» на сайте : http://bob-pot.narod.ru/tbrb3.htm ), является разновидностью описываемой ниже схемы. Хотя и заслуживает самостоятельного названия типа «схема с лючком Меньшикова» (или имени кого там, … того кому «клюнула» такая симпатичная идея контровки кордом). Я сам - хотя и не сторонник размещать какие-либо элементы СС 1-й ступени на степени верхней, но в данном случае корд-чека, находясь в аэродинамической тени 2-й ступени, если и оказывает некое влияние на обтекание ступени и струю газов двигателя, то скорее всего это влияние сказывается «в третьем знаке после запятой».
ОПИСАНИЕ СХЕМЫ.
В Приложении представлена Последовательность изготовления СC 1-й cтупени «С лючком».
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ:
Номера операций Приложения соответствуют №№ операций нижеприведённого описания.
1. После намотки корпуса первой ступени, его мехобработки, нанесения грунта / шпаклёвки и выведения поверхности до состояния «перед покраской», он, этот корпус одевается обратно на оправку, на которой осуществлялась его намотка. Однако для того, чтобы не повредить намоточную оправку при вырезании лючка, лучше использовать для этого отдельную оправку (Оправка 1), которая по диаметру на 0.01 ... 0.02 мм меньше намоточной.
На корпусе (Дет.1) частично вырезается люк (Дет. 1.2). В верхней части корпуса (на длине 10 –15 мм) прорезание осуществляется не насквозь, а скорее намечается/процарапывается. Прорез насквозь делать только в нижней части люка. Это делается для целостности корпуса 1-й ступени, чтобы более аккуратно получилась следующая операция.
Прорез осуществлять очень острым и желательно тонким лезвием. Углы люка желательно выполнять не острыми, а скруглить.
Размеры рекомендую следующие: По ширине (длине образующей) – примерно одна треть (четверть) длины окружности диаметра ступени. К примеру, в своё время на модели внешнего диаметра 13.1 ширина лючка по образующей составляла 15 мм. По длине – в зависимости от размеров (ширины) применяемой ленты.
Примечание: В данном описании не представлены операции по сборке всей ступени, а только связанные с изготовлением элементов собственно СС этой ступени. Тем не менее, на этом этапе или же перед этой операцией № 1 – в зависимости от конфигурации ступени и её конструкции (наличия или отсутствия сужающейся кормы на ней), необходимо вклеить двигательный отсек первой ступени и нижнюю заглушку с отверстием для пиротрубки.
2. В верхнюю часть корпуса ступени (Дет.1) вклеивается стеклопластиковый цилиндр – посадка для стыковки с верхней ступенью (Дет.2). Внешний диаметр его примерно равен внутреннему диаметру корпуса. Длина – около 2 диаметров (или чуть бОльше). Толщина стенки примерно равна 0.1…0.15, обеспечиваемая намоткой 3-4 слоёв стеклоткани толщиной 0.025.
3. После полимеризации клея лючок прорезается насквозь в том числе через-и-вдоль приклеенный посадочный цилиндр (Дет.2). Это также выполнять на оправке (Оправка 2).
4. На вырезанный лючок (Дет.1.2) в нижней его части приклеивается предварительно намотанный стеклопластиковый цилиндр (Дет.3) с внешним диаметром равным внутреннему диаметру корпуса и толщиной стенки примерно равной 0.1…0.15. Данную операцию приклейки лучше выполнять на оправке (Оправка 2), чтобы избежать возможного коробления / усадки / потери формы при приклейке. Данную операцию можно совместить со следующей.
5. Вклеить цилиндр-заглушку (Дет.4.1) с пиротрубкой внутрь посадочного цилиндра, в ёё часть, оставшуюся после вырезания люка (Дет.2.1). Этот цилиндр-заглушка выполняется из дерева (бальза), и перед приклейкой в посадочный цилиндр раскалывается по линии разреза люка.
В корпус 1-й ступени (Дет.1.1) ниже уровня выреза (и ниже уровня заходного зуба лючка) вклеить ограничитель (Дет. 8 ), предотвращающий проваливание СС.
6. После полимеризации клея на склейке Дет.1.2 - Дет.3 обрезается лишнее с приклееного на лючок цилиндра (Дет.3) и формируется заходной зуб.
7. Внутрь вырезанной части посадочного цилиндра на корпусе (Дет.2.1). вклеивается ещё один стеклопластиковый цилиндр-кольцо (Дет.5). Он служит для придания жёсткости состыковки, а главное – соосности состыкованных ступеней.
8. После полимеризации клея оставшийся сегмент деревянного цилиндра-заглушки (Дет.4.2) накладывается обратно (в Дет.4.1) и приклеивается к внутренней поверхности лючка (в Дет.2.2).
9. После полимеризации клея на внутреннюю поверхность люка (Дет.1.2) приклеивается петля (Дет.6) для крепления. На верхнюю поверхность деревянного сегмента-заглушки (Дет.4.2) приклеивается картонный сегмент (Дет.7), который послужит щитком-протектором СС 1-й ступени от истекающей струи продуктов сгорания двигателя второй ступени в момент разделения ступеней.
10. Подвязка ленты (Дет.9) осуществляется х/б нитью № 00 - Дет.10 к петле на люке. К этой же петле крепится и кольцо резины-венгерки (Дет.11). Впрочем, резину во многих случаях можно заменить всё той же х/б нитью № 00 (или толстой синтетической) – в случае использования ленты (а не парашюта) и сравнительно малой скорости разделения ступеней и т.д.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СХЕМЫ.
Недостатком данной схемы (для класса S5) является наличие разреза на корпусе модели-копии при его отсутствии на прототипе. Тем не менее, если этот разрез-лючок выполнять аккуратно, то он не будет очень заметен и не повлечёт за собой сколь-нибудь существенного снижения оценки на стенде.
Наиболее простым в исполнении эта схема является в случае одинаковых диаметров верхнего участка первой ступени и нижнего участка второй. В других случаях, например «Таурус-Томагавк», реализация этой схемы будет не совсем симпатичной и простой. И желательно прибегать к другим вариантам СС первой ступени.
Преимуществом данной схемы является её сравнительная простота в изготовлении и особенно при подготовке модели к полёту.
Кроме этого, данный дизайн является достаточно лёгким по массе конструкции в сравнении с другими схемами.